Как правило, необходимый интервал замены свечей указывается автопроизводителем и прописан в инструкции к авто. Но при установленных на двигателе более современных свечей зажигания интервал необходимой замены может быть увеличен. Если автомобиль эксплуатируется на природном газе, то это как правило сокращает срок эксплуатации свечей зажигания. Причем значительно, до 25–30%. Рекомендуется регулярно проверять состояние свечей зажигания и производить их немедленную замену в случае обнаружения каких-либо дефектов.
В двигателях с системой непосредственного впрыска топлива, в цилиндре, рядом со свечой зажигания образуется очень богатая топливная смесь, что, как правило, приводит к образованию на керамическом изоляторе стойкого нагара, который является причиной пробоя изолятора свечи (рис. а), а это в свою очередь является причиной пропусков зажигания и неустойчивой работы двигателя.
При наличии нескольких боковых электродов (рис. b) разряд энергии отводится от изолятора. Смесь воспламеняется непосредственно в зоне боковых электродов. Воспламенение и сопутствующая высокая температура образующаяся таким образ, к тому же выжигает накапливающийся нагар.
При проведении испытаний, использование, например, иридиевых свечей позволило увеличить мощность двигателя до 5 %, но нужно учесть, что это сильно зависит от конкретно взятого двигателя. Многие современные двигатели часто уже оснащены подобными высокоэффективными свечами зажигания. К главным преимуществам таких свечей зажигания можно отнести следующие преимущества - улучшенный запуск двигателя и более стабильная и ровная работа двигателя авто.
Некоторые производители двигателей и автомобилей предпочитают устанавливать свечи зажигания с несколькими боковыми электродами, поскольку они обладают увеличенным сроком службы. Это очень эффективное решение с точки зрения соотношения цены и качества, поскольку обеспечивает увеличенные интервалы между заменами свечей зажигания без использования драгоценных металлов. Однако свечи зажигания с несколькими боковыми электродами отличаются только увеличенным сроком службы, но не высокими эксплуатационными характеристиками. Замена свечи зажигания с несколькими боковыми электродами свечой зажигания с одним боковым электродом позволяет повысить эксплуатационные параметры, но за счет сокращения срока службы. При осуществлении замены свечей зажигания с несколькими боковыми электродами иридиевой свечой зажигания, срок службы свечи даже увеличится. При этом данная свеча обеспечит улучшенные эксплуатационные характеристики.
1) затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но двигатель не заводится или заводится после длительного использования стартера)
2) двигатель «троит» (его подергивает при езде, особенно заметно на холостых оборотах, уменьшена мощность, тяга)
3) увеличен расход топлива
4) увеличено СО в выхлопных газах
5) ухудшена динамика двигателя (мотор плохо развивает обороты и соответственно, падает его мощность)
Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием, скажем плохого состояния высоковольтных проводов. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы с помощью свечей нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300 лучше еще больше и только после этого делать какие-то выводы.
1. Светло-коричневый нагар - правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Указывает на нормально настроенный карбюратор и зажигание.
2. Черный маслянистый, похожий на деготь нагар - признак "холодной свечи". Либо свеча не подходит к двигателю, либо искра на ней появляется нерегулярно, либо компрессия в цилиндре почти отсутствует (неисправен газораспределительный механизм: трещина клапана, загнутый клапан, поломка толкателя (у автомобилей ГАЗ) и т.п.). В этом случае цилиндр не выдает положенной мощности, двигатель "троит", а в неисправном цилиндре усиленно изнашивается зеркало - несгоревший бензин разжижает смазку.
3. Бархатистый нагар черного цвета говорит о переобогащенной смеси. СО в этом случае может зашкаливать за 10%. Этот нагар находится в динамическом равновесии, т.е. после регулировки системы зажигания и питания он исчезает самостоятельно (очищать от него детали не требуется). Иногда, чтобы быстрее выжечь нагар, "прохватывают" по шоссе, выкручивая мотор до 4000об и выше. Однако если причина повышенного нагарообразования не устранена, это бесполезно: уже на следующий день нагара в цилиндрах будет ровно столько же.
4. Если нагар на свече светлый, а возле центрального электрода видны мельчайшие капельки металла, - свеча перегревается при работе ("горячая свеча"). Или эта свеча не подходит к двигателю, или зажигание слишком позднее, или у двигателя проблемы с охлаждением. Возможное развитие событий: прогорают поршни, трескаются клапаны, от изолятора свечи откалывается кусочек и попадает между поршнем и цилиндром. Как правило, что-либо одно гарантировано. Но это, как правило, все же следствие "неродной" свечи.
5. Нагар похожий на известняк - это несгорающие присадки к маслу. Такие же отложения скапливаются на клапанах и на днищах поршней. Они ухудшают теплоотвод, а обильные отложения на тарелке и стержне клапана (у тех, кто ездит, не обращая внимание на повышенный расход масла) могут существенно ухудшить наполнение цилиндров. Проблема заключается в том, что такой нагар не выжигается, его можно удалить только механически, например пескоструйкой.
6. Белый нагар говорит о том, что зажигание стоит немного раньше, чем нужно.
7. Красный нагар говорит о превышении допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине.
Прежде всего, необходимо выяснить: в одном или нескольких цилиндрах возникают перебои зажигания. Для этого следует пустить двигатель и на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода (ХХ) поочередно отсоединять высоковольтные провода от свечей зажигания. При отключении работающей свечи зажигания перебои в работе двигателя увеличатся, а при отключении неработающей свечи - двигатель, как и прежде, будет работать с перебоями. Определив, что не работает один цилиндр, можно предположить неисправность свечи или ее провода.
Чтобы найти неработающую свечу, необходимо отсоединить провод высокого напряжения (высоковольтный провод) от свечи зажигания и крышки распределителя (трамблера), заменив его запасным проводом, и определить качество искры между центральным электродом свечи и концом провода высокого напряжения. (ВНИМАНИЕ! Этот способ можно использовать только с контактными системами зажигания! Бесконтактные системы боятся увеличения нагрузки!) Наличие 3-4мм бесперебойного искрового промежутка между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи свидетельствует о том, что данная свеча неисправна и, как правило, будет иметь меньший нагрев, чем остальные.
Если при проверке оказалось, что между высоковольтным проводом и центральным электродом свечи искра отсутствует, следует присоединить провод к свече, а другой его конец приподнять на 2-3мм над соответствующим гнездом крышки распределителя. Наличие искры в этом зазоре свидетельствует о том, что неисправен высоковольтный провод свечи, а ее отсутствие указывает на неисправность карболитовой крышки распределителя (трамблера).